Menu

Музыковедение

ПРОГРАММА

проведения творческих экзаменов по образовательной программе

«6В02114 – МУЗЫКОВЕДЕНИЕ»

I. ТВОРЧЕСКИЙ ЭКЗАМЕН ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ


Устный экзамен по музыкальной литературе (по билетам) включает три формы оценки знаний абитуриентов:

1.Устные ответы по программе дисциплины «Музыкальная литература». В билет входят 3 вопроса по казахской, западноевропейской, русско-советской музыкальной литературе.


Один из вопросов билета для поступающих на музыковедение - критический анализ произведения русского, казахского или зарубежного композитора (части оперы, симфонии, сонаты, концерта, сюиты или пьесы). Другие вопросы билета предполагают развернутую характеристику творчества композитора, либо произведения, где требуется определить их историческую значимость в контексте отечественной или мировой музыкальной культуры.

    

 Вопросы по казахской музыкальной литературе


1.Песенная культура казахского народа.

2.Вокальная лирика Абая.

3.Ахан Сері. Творческий облик.

4.Инструментальная музыка казахского народа.

5.Курмангазы – классик казахской домбровой музыки.

6.Таттимбет и традиции кюев шертпе.

7.А.Жубанов. Творческий облик.

8.А.Жубанов. Л.Хамиди. Образ Абая в опере «Абай».

9. М.Тулебаев. Опера «Биржан и Сара». Сцена айтыса.

10.Е.Брусиловский. Творческий облик.  

11.К.Кужамьяров. Первая симфония.

12. К.Мусин.Симфоническая поэма «На джайляу».

13.С.Мухамеджанов. Оратория «Голос веков».

14.Г.Жубанова. Симфония «Жигер».

15.Е.Рахмадиев. Опера «Алпамыс».


Вопросы по зарубежной музыкальной литературе


1.И.С.Бах.Творческий облик.

2. К.Глюк. Опера «Орфей».

3. Й.Гайдн.Симфония №103.

4. В.Моцарт. Симфония №40.

5.Фортепианные сонаты Л.Бетховена.

6. Романтизм в музыке.

7.Ф.Шуберт. «Прекрасная мельничиха».

8. Р.Шуман. Карнавал.

9. Г.Берлиоз. «Фантастическая симфония».

10. Ф.Шопен. Фортепианные прелюдии.

11. Ф.Лист. Венгерский рапсодии.

12.Д.Верди. Образ Виолетты в опере «Травиата».

13.Ж.Бизе. Образ Кармен в опере «Кармен».

14. Импрессионизм в музыке.

15.К.Орф. «Кармина Бурана».


Вопросы по русско-советской музыкальной литературе


1.М.Глинка. «Камаринская».

2.А.Даргомыжский. Творческий облик.

3.М.Балакирев. Творческий облик.

4.Мусоргский. Образ Бориса в опере «Борис Годунов».

5.А.Бородин. Образ Игоря в опере «Князь Игорь».

6.Н.Римский-Корсаков. Народно-обрядовые сцены в опере «Снегурочка».

7.П.Чайковский. Симфония №4.

8.С.Рахманинов. Концерт для фортепиано с оркестром №2.

9.А.Скрябин. «Божественная поэма».

10.И.Стравинский. Творческий облик.

11.Н.Мясковский. 21 симфония.

12.С.Прокофьев. Седьмая симфония.

13.Д.Шостакович. Симфония №3.

14.Симфонизм Д.Шостаковича.

15.А.Хачатурян. Концерт для скрипки с оркестром.


2. Игра музыкальных фрагментов на фортепиано. Этот вид оценки знаний требует демонстрацию игры или пения (с аккомпанементом) минимум 30-ти, для абитурентов-этномузыковедов – не менее 20-ти фрагментов из произведений западноевропейских, русских, казахских композиторов (по выбору).


Фрагмент должен быть логически завершенным, иметь форму минимум периода или куплета (песня).


3. Музыкальная викторина, включающая 20 примеров из зарубежной, русской, казахской литературы. Основная цель – определить степень знания музыкального материала курса музыкальной литературы и уровень музыкальной подготовки абитуриентов.


ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СПИСКУ МУЗЫКАЛЬНЫХ ФРАГМЕНТОВ:


1.Список музыкальных фрагментов должен быть представлен в электронном и печатном формате: компьютерный набор в формате MicrosoŌ Word, шрифт – Times New Roman, кегль – 14, межстрочный интервал – одинарный, все поля – 2 см, выравнивание по ширине.

2.На титульном листе указываются фамилия и инициалы абитуриента, и шифр специальности.



Критерии оценивания

І творческого экзамена

по специальности для абитуриентов

Отлично:

– показ отличных знаний музыкального материала викторины и при исполнении музыкальных фрагментов (тем); четкий и уверенный устный ответ, развитая речь; отличное знание творчества композиторов, музыкальных произведений; хорошая ориентация в стилистической специфике исторических эпох.

Хорошо:

– показ хороших знаний   музыкального материала викторины и при исполнении музыкальных фрагментов (тем); четкий и уверенный устный ответ, развитая речь; небольшие пробелы в знании творчества композиторов, музыкальных произведений; достаточная ориентация в стилистической специфике исторических эпох.

Удовлетворительно:

– показ средних знаний музыкального материала викторины и при исполнении музыкальных фрагментов (тем); неуверенный устный ответ, недостаточно развитая речь; фрагментарные знания творчества композиторов, музыкальных произведений; приблизительная ориентация в стилистической специфике исторических эпох.

Неудовлетворительно:

– существенные ошибки в музыкальной викторине и при исполнении музыкальных фрагментов (тем); значительные пробелы в знаниях, неразвитая речь; плохое знание творчества композиторов, музыкальных произведений.


ІІ. ТВОРЧЕСКИЙ ЭКЗАМЕН

ПО МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ

Комплексный экзамен по теории музыки включает в себя устный ответ по гармонии и письменную работу по сольфеджио.

Гармония – устно по билетам: игра секвенций (тональная или модулирующая); модуляции постепенные, в далекие тональности и внезапные (обратно, через энгармонизм уменьшенного вводного септаккорда, доминантсептаккорда, через VI и II низкую ступени); гармонический анализ (абитуриент должен определить форму произведения, структуру периода, охарактеризовать каденции, тональный план, проанализировать функцию каждого аккорда).

Сольфеджио – письменно: 3-хголосный диктант гармонического склада, в форме периода (8, 12 тактов) содержащий альтерацию, хроматизм, отклонения и модуляцию в тональности диатонического или хроматического родства.


Критерии оценивания

ІІ-творческого экзамена по музыкально-теоретическим дисциплинам

Отлично:

– абсолютно правильная запись диктанта; глубокие знания тем теоретического курса гармонии; точное определение функций в гармоническом анализе; свободное владение навыком игры модуляции и секвенций.

Хорошо:

– наличие несущественных звуковысотных и ритмических ошибок в диктанте; хорошие знания тем теоретического курса гармонии; хорошие владение навыком игры модуляции и секвенций.

Удовлетворительно:

– существенные ошибки в написании диктанта; средние знания тем теоретического курса гармонии; неточное определение функций в гармоническом анализе; недостаточные умения и навыки игры модуляций и построения секвенций.

Неудовлетворительно:

– отсутствие навыков написания диктанта, игры модуляций и секвенций; низкий уровень знания тем теоретического курса гармонии.