Шапилов Виталий Александрович
Контактные данные:
E-mail: translate62@mail.ru
Академическая должность: доцент
Ученая степень: кандидат искусствоведения
Название специальности и шифра, указанные в дипломе о высшем образовании: «Музыковедение».
Штатный □ Совместитель □
1. ОБРАЗОВАНИЕ/КВАЛИФИКАЦИЯ (ГОД, СТРАНА, УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ): |
1. 1977-1981, КазССР, Алма-Атинское музыкальное училище им. П.И.Чайковского.
2. 1981-1986, КазССР, Алма-Атинская государственная консерватория им. Курмангазы.
3. 1986-1989, РСФСР, Московская государственная дважды ордена Ленина консерватория им. П.И.Чайковского.
2. ЗВАНИЯ, НАГРАДЫ, ПРЕМИИ (национальные, международные): |
Год |
Наименование звания, награды, премии |
Организация |
Страна |
2014 |
Почетная грамота |
МОН |
РК |
2017 |
Почетная грамота |
МОН |
РК |
2020 |
Нагрудный знак «Отличник культуры» |
МКС |
РК |
3. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (ОПЫТ РАБОТЫ): (ГОД, МЕСЯЦ, УЧРЕЖДЕНИЕ, ДОЛЖНОСТЬ): |
1. 1989, декабрь, Казахская национальная консерватория имени Курмангазы, преподаватель.
2. 1993, январь, Казахская национальная консерватория имени Курмангазы, старший преподаватель.
3. 2009, сентябрь, Казахская национальная консерватория имени Курмангазы, доцент.
ЛАУРЕАТЫ (ученики): |
1. Сомов Антон, III курс, 05В0401 – «Музыковедение». Диплом II степени на VII Республиканской олимпиаде по специальности 05В0401 – «Музыковедение». 26-27.03.2016, КазНУИ, г. Нур-Султан.
4. НАУЧНЫЕ ТРУДЫ, ИЗДАНИЯ, ПУБЛИКАЦИИ: |
a) ПУБЛИКАЦИИ (ЗАРУБЕЖНЫЕ И МЕСТНЫЕ): общий объем – 56,41 п.л. |
№ |
Название публикации |
Название издания, место, год
|
1 |
Жанровые принципы камерной лирико-психологической оперы в русской и советской музыке |
Теоретические проблемы советской музыки (редактор-составитель М.Е.Тараканов). М., МГДОЛК, 1988. |
2 |
К проблеме организации синтаксиса в опере |
Культура – искусство – образование: Тенденции и перспективы. Материалы международной научно-практической конференции (19-20 апреля, 2002 г.). Том III. Алматы, КазНАИ, 2002. |
3 |
О генезисе русской камерной лирико-психологической оперы конца XIX – начала ХХ века |
Алматы: Дайк-Пресс, 2004. |
4 |
О жанровой специфике монооперы О.Несипханова «Я верю» |
Родному вузу – наш талант. Алматы: Өнер, 2005. |
5 |
К проблеме типологии оперной композиции |
Актуальные проблемы музыкальной науки и музыкального образования. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 60-летию КНК им. Курмангазы. Алматы: КНК им. Курмангазы, 2005. |
6 |
Особенности тематики русской камерной лирико-психологической оперы конца 19 – начала 20 веков |
«Проблемы музыкального искусства, науки и образования». Материалы Круглого стола, посвященного 70-летию со дня рождения К.Ф.Кириной. Алматы, 2007. |
7 |
О специфике жанровых и стилевых определений в музыке |
Материалы международной научно-практической конференции «Современные проблемы музыкального образования». Алматы, 2007. |
8 |
Новые возможности музыкального образования: Компьютерный курс «Музыкальная информатика» |
Материалы международной научно-практической конференции «Болонский процесс и проблемы музыкального образования». Алматы, 2007. |
9 |
Сольфеджио. Сборник диктантов на материале вступительных экзаменов КНК им. Курмангазы. Мультимедийный учебник |
Алматы: КНК им. Курмангазы, 2009. |
10 |
Типовая учебная программа по полифонии для студентов специальности 5B040100 – «Музыковедение» |
Алматы: КНК им. Курмангазы, 2013. |
11 |
Типовая учебная программа по теории музыки для студентов специальности 5В040200 – «Инструментальное исполнительство» |
Алматы: КНК им. Курмангазы, 2013. |
12 |
Типовая учебная программа по специальному классу для студентов специальности 5B040100 – «Музыковедение» |
Алматы: КНК им. Курмангазы, 2013. |
13 |
Типовая учебная программа по исследовательской практике для студентов специальности 6М040100 – «Музыковедение» |
Алматы: КНК им. Курмангазы, 2013. |
14 |
Типовая учебная программа по исследовательской практике для студентов специальности 6М041100 – «Композиция» |
Алматы: КНК им. Курмангазы, 2013. |
15 |
Жизнь в науке. Ученые Республики Казахстан. Том I |
Алматы: ИП «Типография «Ғылым», 2013. |
16 |
Вопросы целостности композиции фортепианного цикла Г.Жубановой «Миражи» |
Актуальные проблемы, опыт и перспективы развития традиционной и современной музыки: материалы межд. научно-практической конференции, посвященной 70-летию КНК им. Курмангазы. – Алматы: КНК им. Курмангазы, 2014. |
17 |
Основы работы в нотном редакторе Finale 2014. Учебное пособие |
Алматы: КНК им. Курмангазы, 2014. |
18 |
Стилевые особенности фортепианного цикла Г.Жубановой «Двенадцать пьес для детей и юношества» |
Вестник КНК им. Курмангазы, №1 (6), 2015. |
19 |
Гармония Символики чисел в творчестве С.Губайдулиной (на примере «Размышлений на тему BACH») |
Вестник КНК им. Курмангазы, №2 (11), 2016. |
20 |
Особенности исполнительской интерпретации фортепианных произведений Джона Кейджа |
Актуальные вопросы исполнительского искусства и образования: Материалы Международной научно-практической конференции. – Астана: ТОО Мастер ПО, 2016. |
21 |
Типовая учебная программа по методике и практике написания исследовательсской работы для студентов специальности 5B040100 – «Музыковедение» |
Алматы: КНК им. Курмангазы, 2016. |
22 |
Типовая учебная программа по полифонии для студентов специальности 5B040100 – «Музыковедение» |
Алматы: КНК им. Курмангазы, 2016. |
23 |
О симфонизации фуги в позднем творчестве Л. Бетховена |
Международный научный журнал «Путь науки», № 6, 2017. |
24 |
Компетентностная специфика уровней высшего музыкального образования |
Сборник материалов международной учебно-методической конференции «Практика совершенствования учебного процесса и содержания образования: современные тренды». – Алматы: КНК им. Курмангазы, 2017. |
25 |
Стилевые и мировоззренческие основы творчества Б. Аманжола |
Ж. «Сарын», № 4 (17), 2017. |
26 |
Неклассические подходы к традиционной казахской классике в фортепианном цикле Бахтияра Аманжола «Страницы из эпоса» |
Материалы международной научной конференции «(Не)классическая музыка в современном искусстве». – Алматы: КНК им. Курмангазы, 2018. |
27 |
Prerequisites for Creating an Innovative Rehearsal Process in a Mixed Choir in the Conditions of the XXI Century |
AD ALTA: Journal of Interdisciplinary Research. – 2019, Vol. 9, Iss. 1, Sp. Iss. V. – The Czech Republic. – Web of Science (ESCI) database |
28 |
Компьютерный набор нот в Finale 26. Учебное пособие |
Алматы: Technology of Imaging, 2019. |
29 |
Специфика программности в традиционной казахской музыке |
Материалы международной научной конференции «Национальный стиль в исполнительском искусстве». – Алматы: КНК им. Курмангазы, 2020. |
30 |
К вопросу о скрытой программности в музыке |
Новый взгляд на наследие музыкальных традиций. Материалы IIІ Республиканских магистерских чтений. – Алматы: КНК им. Курмангазы, – 2021. |
|
b) ПУБЛИКАЦИИ В РЕЦЕНЗИРУЕМЫХ ЖУРНАЛАХ: |
№ |
Название публикации |
Название издания, ISBN, место, год
|
Публикации в рецензируемых журналах |
ККСОН МОН РК, ВАК РФ |
|
Scopus |
Impact Factor |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
Маленькие трагедии А.Пушкина в русской опере конца XIX – начала ХХ века |
Поиск. 2004, № 3. – ISSN 1560-1722. – Алматы |
|
|
√ |
2. |
О жанровой специфике русской камерной лирико-психологической оперы конца XIX – начала XX веков |
Поиск. 2005, № 3. – ISSN 1560-1722. – Алматы |
|
|
√ |
3. |
Опыт монооперы в Казахстане |
Поиск. 2005, № 3 (2). – ISSN 1560-1722. – Алматы |
|
|
√ |
4. |
Система музыкально-теоретического образования в КНК им. Курмангазы |
Мысль. 2014, № 7. – ISSN 1026-938Х. – Алматы |
|
|
√ |
5. |
Новый этап развития фуги в творчестве Бетховена |
Мысль. 2014, № 8. – ISSN 1026-938Х. – Алматы |
|
|
√ |
6. |
Числовые закономерности в истории европейской музыки |
Педагогика и психология. 2017, № 2 (31). – ISSN 2077-6861. – Алматы |
|
|
√ |
7. |
О содержании понятия «техника игры на музыкальном инструменте» |
Педагогика и психология. 2017, № 3 (32). – ISSN 2077-6861. – Алматы |
|
|
√ |
8. |
Methods of Playing Wind Instruments (Using the Flute as an Example) |
Anais da Academia Brasileira de Ciencias. – 2018 – V. 90. – Iss. 3. –ISSN 0001-3765, ISSN 1678-2690 (online). – Federative Republic of Brazil. |
√ |
1.6 |
|
9. |
The main trends in the modern techniques of playing the wind instrument |
Opcion. – Ano 36, Regular No.91 (2020). – ISSN 1012-1587, ISSNe: 2477-9385. – Republic Of Venezuela. |
√ |
0.5 |
|
5. УЧАСТИЕ В КОНФЕРЕНЦИЯХ (2010-2018): |
№ |
Название конференции Name of the conference |
Название Организации Name of the organization |
Страна Country |
Дата Date |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
РК (Республиканские, международные) |
||||
1. |
«Актуальные проблемы, опыт и перспективы развития традиционной и современной музыки», посвященная 70-летию КНК им. Курмангазы |
КНК им. Курмангазы, Алматы |
РК |
19.11.2014 |
2. |
Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы исполнительского искусства и образования» |
КазНУИ, Астана |
РК |
25-30.03.2016 |
3. |
Международная учебно-методическая конференция «Практика совершенствования учебного процесса и содержания образования: современные тренды». |
КНК им. Курмангазы, Алматы |
РК |
03.03.2017 |
4. |
Международная научная конференция «(Не)классическая музыка в современном искусстве» |
КНК им. Курмангазы, Алматы |
РК |
26-27.04.2018 |
5. |
Международная научная конференция «Национальный стиль в исполнительском искусстве» |
КНК им. Курмангазы, Алматы |
РК |
24.04.2020 |
|
Проблемы композиции и драматургии камерной оперы, полифонии, анализа музыкальных произведений, музыкальной информатики. |
|
1. 28.06.2012, семинар-тренинг «Разработка внутривузовской системы обеспечения качества образования», Республика Казахстан, Независимое агентство аккредитации и рейтинга.
2. 26-30.11.2012, семинары и тренинги директора по обеспечению качества образования Д.Эдвардс и директора но международным связям Т.Екимовой Королевского Северного музыкального колледжа (Манчестер, Великобритании), Казахская национальная консерватория им. Курмангазы.
3. 09.2012–11.2013, программа «Менеджмент в образовании», Международная академия бизнеса.
4. 26.08.2014, практический семинар доктора В.Кундротаса по основам Методологии Адизеса «Современное лидерство», Международная академия бизнеса.
5. 26.08.2014, практический семинар доктора В.Кундротаса по основам Методологии Адизеса «Управление организациями в быстро меняющихся условиях», Международная академия бизнеса.
6. 25-30.01.2016, семинар-тренинг по повышению квалификации «Новый дизайн образовательных программ в контексте компетентностного подхода», Казахская национальная консерватория им. Курмангазы.
7. 06.04.2016, семинар-практикум «Современные информационные технологии в сфере образования. Использование электронных изданий в учебном процессе», ООО «Ай Пи Эр Медиа», Казахская национальная консерватория им. Курмангазы.
8. 03-05.11.2016, курс лекций Заслуженного деятеля искусств РК, музыковеда Т.Сапаргалиевой (Франция) на тему «Интертекстуальность в современной европейской музыке: к проблеме типологии, опыт анализа», Казахская национальная консерватория им. Курмангазы.
9. 08.11.2018, участие в работе РУМС по высшему и последипломному образованию МОН РК в группе «Искусство» по специальностям «Музыковедение», «Инструментальное исполнение», «Вокальное искусство», «Традиционное музыкальное искусство», «Режиссура» и Республиканского учебно-методического объединения по специальностям «Арт-менеджмент».
10. 14.10.2019, курс лекций Заслуженного деятеля искусств РК, музыковеда Т.Сапаргалиевой (Франция) на тему «Quo vadis, musica? Новая музыка – новое восприятие? Пересечение музыкальных времен и культур», Казахская национальная консерватория им. Курмангазы.
11. 30.04.2020, онлайн-семинар «Этика научных публикаций и инструменты повышения их качества: Web of Science и Антиплагиат», Компания Антиплагиат (Россия), Web of Science Group / CIarivate Analytics Company.
12. 18-24.06.2020, курс повышения квалификации на предмет цифровой грамотности на тему: «Онлайн обучение: Возможности и практическое применение», Казахская национальная консерватория им. Курмангазы.
13. 14.10.2020, национальный онлайн-семинар «Система «Антиплагиат» как инструмент повышения качества научных и учебных работ в Республике Казахстан», Компания Антиплагиат (Россия).
|
Язык |
Уровень |
Отметить уровень (√) |
Укажите баллы IELTS/TOEFL и др. при наличии сертификата |
Английский |
Продвинутый/Advanced |
√ |
|