Menu

Композиция

ТРЕБОВАНИЯ К ВСТУПИТЕЛЬНЫМ ЭКЗАМЕНАМ

 

Образовательная программа: «8D02111 – Композиция»

(докторантура)

 

Приём лиц в докторантуру осуществляется при обязательном наличии международного сертификата владения иностранным языком.

 

1.     ТВОРЧЕСКИЙ ЭКЗАМЕН ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ


Творческий экзамен по специальности включает прослушивание сочинения и устный ответ по билету.

 

Прослушивание сочинения

Показ произведения крупной формы собственного сочинения. Наличие партитуры обязательно.

 

Устный ответ по билету

Билеты содержат по три вопроса: по историческим дисциплинам (история зарубежной музыки, история современной музыки, история казахской музыки); теоретическим дисциплинам (теория музыки, гармония, полифония, анализ музыкальных произведений); по литературе.


Вопросы по истории музыки:

1.   Эволюционное музыкознание как актуальное направление современной науки.

2.   Музыкальная археология и её роль в обновлении представлений о ранней истории музыки.

3.   Античные системы нотации: клинописная хурритская, буквенная греческая, китайская.

4.   Пифагор и его музыкально-теоретическая система.

5.   Боэций и его музыкально-теоретическая система.

6.   Система григорианских песнопений и опыты реконструкции раннехристианского интонирования в XX-XXI веках.

7.   Устный и письменный профессионализм в европейской музыке XIII-XV веков.

8.   Ренессанс и Барокко – трансформация композиционного мышления и жанровой системы в XVI-XVII веках.

9.   Иоганн Себастьян Бах и его наследие в музыке XVIII-XXI веков.

10. Историческая преемственность Мангеймской школы и Венского классицизма.

11. Роль национального начала в музыке эпохи романтизма. Национальные композиторские школы.

12. Модернизм в музыке первой половины XX века: исторические предпосылки, художественные течения, ключевые фигуры.

13. Новая венская школа: история, композиционные принципы, значение в музыке ХХ века.

14. Репрессированное искусство: тоталитаризм первой половины ХХ века и его последствия в музыке России, Германии, Италии, Японии и других стран.

15. История и значение Дармштадских курсов новой музыки.

16. Феномен инструментального театра в музыке второй половины ХХ века.

17. Джон Кейдж, его соратники и наследие в музыке композиторов XX-XXI веков.

18. Обрядовый фольклор казахов в классификациях отечественных этномузыковедов второй половины ХХ столетия (Б. Ерзакович, А. Кунанбаева, А. Мухамбетова, С. Елеманова).

19. Песенное народно-профессиональное искусство казахов конца ХIX – первой половины ХХ столетий: устойчивость и трансформация традиций.

20. Концепты традиционной композиционной терминологии кюев Западного Казахстана и их параллели в инструментальной музыке Центральной Азии.

21. Казахская музыкально-речитативная традиция: основные проблемы и методы изучения.

22. Первые казахские оперы в контексте развития оперного искусства первой половины ХХ века и национальной музыкальной культуры.

23. Пути воплощения особенностей казахских кюев в симфонической музыке композиторов Казахстана 1940-1990 гг.

24. Основные этапы развития камерно-инструментальной музыки композиторов Казахстана.

25. Основные этапы изучения казахских национальных инструментов. Значение деятельности Б. Сарыбаева.


Вопросы по теории музыки:

1.   Основные этапы исторического развития полифонии.

2.   Полифония эпохи Возрождения.

3.   Полифония эпохи Барокко.

4.   Формообразование фуги И.С. Баха и Г.Ф. Генделя.

5.   Симфонизация фуги в творчестве Бетховена.

6.   Полифония западноевропейских романтиков.

7.   Полифония в музыке композиторов ХХ века (Шостакович, Хиндемит, Стравинский).

8.   Полифония в творчестве композиторов Казахстана.

9.   Ладовая система. Основные категории и понятия.

10. Фукциональные структуры централизованных ладовых систем.

11. Диатоника и хроматика. Теоретические концепции.

12. Модальная гармония доклассической и современной музыки (основные принципы и черты).

13. Политональность и полимодальность – типология и классификации.

14. Романтическая гармония.

15. Гармония в русской музыке XIX века.

16. Хроматическая тональность в музыке ХХ века (принципы структурно-функиональной организации).

17. Симметричные лады в творчестве русских композиторов (Глинка, Лядов, Римский-Корсаков, Скрябин, Стравинский).

18. Атональность и додекафония нововенской школы.

19. Стиль музыкальный и стилевой анализ.

20. Средства художественной выразительности в музыке.

21. Типы изложения и функции частей в форме.

22. Универсальные принципы развития музыкального материала.

23. Песенные формы в инструментальной музыке.

24. Форма рондо и рондальные формы: генезис, типология, историческая трансформация.

25. Генезис и эволюция сонатной формы.


Вопросы по литературе:

1.   Ерзакович Б.Г. Песенная культура казахского народа. А.,1966.

2.   Аманов Б., Мухамбетова А. Казахская традиционная музыка и ХХ век. А., 2001.

3.   Кунанбаева А. «Жанровые дубли» как универсалия традиционной культуры // Искусство устной традиции. Историческая морфология: Сб. статей, посвящённый 60-летию И.И.Земцовского. СПб., 2002. С.55-62.

4.   Халыкзаде Ф. Музыкальные аспекты изучения «Китаби-деде-Коркуд» // Қорқыт және ұлы дала сазы. А.,2011. С.14-22.

5.   Сарыбаев Б. Казахские музыкальные инструменты. А.,1978.

6.   Утегалиева С. Звуковой мир музыки тюркских народов. М., 2013.

7.   Джумакова У.Р. Творчество композиторов Казахстана 1920-1980-х годов. Проблемы истории, смысла и ценности. Астана, 2003. 

8.   Музыкальные инструменты и инструментальная музыка. В 2-х томах. М.Л., 1987. 

9.   Работы казахстанских музыковедов по проблемам традиционной инструментальной музыки. 

10. Очерки по истории казахской музыки. А.,1962.

11. Творчество Арнольда Шёнберга в книгах С. Павлишин и Н. Власовой.

12. Гармония в музыке ХХ века в книгах Л. Дьячковой, Н. Гуляницкой и Ю. Холопова.

13. Музыкально-теоретические системы в трудах Ю. Холопова.

14. Когоутек Ц. Техника композиции в музыке ХХ века.

15. Форма в музыке XX века в трудах Т. Кюрегян, Г. Григорьевой и В. Холоповой.

16. Композиционные принципы П. Хиндемита в трудах Н. Бать и И. Тер-Оганезовой.

17. История русской музыки и творческие портреты русско-советских композиторов в трудах В. Холоповой.

18. Симакова Н. Контрапункт строгого стиля и фуга. М., 2007.

19. Труды А. Соколова по музыкальной композиции XX века.

20. Формообразование фуги в работах А. Чугаева, А. Должанского, К. Южак.

21. История полифонии Ю. Евдокимовой.

22. История инструментальных форм В. Протопопова.

23. История зарубежной музыки. XX век. Ред. Н. Гаврилова.

24. Музыкально-историческое наследие В. Дж. Конен.

25. Концепция музыкального профессионализма в трудах Н. Шахназаровой.

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Максимальная оценка за творческий экзамен по специальности составляет 50 баллов. Минимальный проходной балл – 25.

-          40-50 баллов (отлично)

Претендент должен показать широкую музыкальную эрудицию, теоретические знания, аналитическое мышление, продемонстрировать практические профессиональные навыки, отличное владение техникой композиторского письма.

-          25-39 баллов (хорошо)

Знания претендента конкретны, логика изложения материала ясная и убедительная. Произведение отражает достаточное владение профессией. Но при этом он слабо ориентируется в вопросах истории и теории музыки, не самостоятелен в формулировках, не демонстрирует технической композиторской свободы.

-          10-24 баллов (удовлетворительно)

Слабое владение навыками анализа явлений, произведений, процессов. Недостаточная логичность в изложении материала. Недостаточность знаний по проблемам истории и теории музыкознания. Недостаточное владение средствами музыкальной выразительности (мелодия, ритм, гармония, фактура и т.д.).

-         0-9 баллов (неудовлетворительно)

Отсутствие навыков анализа явлений, произведений, процессов. Отсутствие логичности в изложении материала. Отсутствие логики композиции, слабое владение композиторскими приёмами, незнание основ формообразования, несоответствие программы необходимому уровню для поступления.

 

2.     ТВОРЧЕСКИЙ ЭКЗАМЕН – ЗАЩИТА РЕФЕРАТА


1.     Тема и содержание реферата должны соответствовать профилю специальности.

2.     Реферат выполняется на казахском или русском языках.

3.     Объем реферата – не менее 30-35 страниц.

4.     Сведения, которые необходимо отразить в реферате:

·        актуальность и новизна темы;

·        формулировка объекта, предмета, цели и задач работы;

·        методология исследования;

·        степень изученности темы исследования;

·        ожидаемый результат, практическая значимость исследования;

·        список использованных источников (не менее 30) с указанием выходных данных (название, место и год издания, количество страниц).

5.     Цитатный материал реферата оформляется в соответствии с нормативами научных работ (сноски с указанием литературного источника, номера страницы обязательны).

6.     Цитатный материал не должен превышать 20% от общего объёма текста реферата.

7.     Нотные примеры (если таковые имеются) печатаются в качестве приложения к реферату и не входят в основной листаж текста реферата.

8.     Текст следует печатать через одинарный интервал. Поля: правое – 10 мм., левое – 30 мм., верхнее и нижнее – 20 мм. Нумерация страниц – сквозная. Номер страницы ставят справа в нижней части листа.

 

Защита реферата также включает возможные вопросы по теории, истории музыки, музыкальному фольклору или методике преподавания специальных дисциплин, связанные с избранной темой исследования.

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Максимальная оценка за творческий экзамен по защите реферата составляет 35 баллов. Минимальный проходной балл – 17.

-          40-50 баллов (отлично)

Претендент должен представить актуальную проблему, продемонстрировать достаточную эрудицию, аналитическое мышление, владение научным аппаратом, видение путей решения проблемы.

-          25-39 баллов (хорошо)

Претендент хорошо формулирует цель и задачи, логично излагает основные положения исследования. Но при этом демонстрирует недостаточный уровень знаний по проблемам теории, истории и методологии рассматриваемого вопроса.

-          10-24 баллов (удовлетворительно)

Слабое понимание сути проблемы исследования, недостаточное владение навыками письменного научного изложении, недостаточная аргументированность актуальности работы.

-          0-9 баллов (неудовлетворительно)

Отсутствие практической значимости исследования, малый объем (10 и менее страниц), слабое владение научным аппаратом, несоответствие тематики профилю специальности.