Menu

ВЕЧЕР АЛЬТОВОЙ МУЗЫКИ



6 февраля 2023 г. в Малом зале Казахской национальной консерватории имени Курмангазы прошел очередной ежегодный концерт «День альтиста» с посвящением Дорогому Учителю, традиционно приуроченный ко дню рождения основоположника альтовой школы Казахстана профессора, кавалера ордена «Құрмет» Якова Иосифовича Фудимана. Как всегда, идейным вдохновителем, организатором и ведущим этого концерта выступил доцент кафедры струнных инструментов Н.Е. Сагимбаев.

Концерт открыла пьеса Йоахима Йохоу «Привет от Боккерини» для ансамбля альтов и контрабаса. Её с очаровательным изяществом исполнили магистранты первого года обучения Акмарал Суният, Аружан Абильсеит, Чингиз Бельгибаев и Самат Ильмурадов (контрабас). Прозвучавшие затем две пьесы известного российского композитора Андрея Рубцова «Адажио» и «Скерцо» для альта и фортепиано открыли алматинским слушателям новое имя. Исполнители – Зарина Сугурова и Елена Шалкова, многолетний концертмейстер альтового класса профессора Я.И. Фудимана, – мастерски сумели передать всю палитру красок, выдержать звуковой баланс, показать свою индивидуальность в сольных эпизодах. Композитор, присутсвовавший в зале, по достоинству оценил выступление.
Аружан Абильсеит и Чингиз Бельгибаев представили на суд публики нечасто исполняемое сочинение английского композитора Фрэнка Бриджа «Ламент» для двух альтов. Сам альтист, Бридж, зная возможности этого инструмента как бы изнутри, создал один из самых запоминающихся лирических диалогов. Временами два музыканта звучали как четверо.
Впервые в Казахстане прозвучали цикл венгерского скрипача и композитора Йозефа Йоахима «Еврейские мелодии, написанные по впечатлениям от стихотворений Байрона» для альта и фортепиано. Его исполнили Нурлан Сагимбаев и Алмагуль Конысбаева. Тембр альта, его драматические возможности выражать грусть и горечь совершенно блистательно использованы композитором. Цикл входит в концертный репертуар ведущих альтистов мира и, наконец, казахстанские ценители искусства впервые получили возможность услышать его, что называется вживую.
Затем на сцене появились концертмейстеры коллектива «Камерата Казахстана» (художественный руководитель – Народная артистка РК Гаухар Мурзабекова) Еркебулан Сапарбаев и Ольга Калько. Они блистательно исполнили «Сарабанду с вариациями на тему Генделя» для скрипки и альта норвежского композитора Юхана Хальворсена.
Последняя выпускница Я.И. Фудимана Айнур Исенова и её партнер – пианист Ержанат Курмет исполнили «Интродукцию и мазурку» для альта и фортепиано из цикла «После славянских впечатлений» Германна Риттера – немецкого пропагандиста альта ХIХ века. Молодые исполнители показали романтическую сторону своей натуры, их игра была по достоинству вознаграждена аплодисментами слушателей.
В заключение концерта на сцену вышли воспитанницы Якова Иосифовича Евгения Курманаева и Мария Захарова. В их стилистически выверенном исполнении прозвучал Дуэт №1, Соль мажор для скрипки и альта В.А. Моцарта. Музыкантам в полной мере удалось передать по-юношески эмоциональное настроение, заложенное в произведении. Благородное звучание скрипки и красивый, выразительный звук альта слились в единое целое.

Концерт вызвал большой интерес у взыскательной публики. Зал был заполнен не только альтистами из консерватории и школ города, но и педагогами и студентами других кафедр, артистами различных оркестров, постоянными слушателями консерваторских концертов. Альт в этом концерте выступил не только как солист, но и как участник различных по составу ансамблей. Были охвачены все эпохи, как всегда представлены неизвестные доселе в Казахстане сочинения. Отрадно отметить тот факт, что на одной сцене выступали выпускники Якова Иосифовича разных лет, магистранты и педагоги и все они были единым организмом, все служили одному божеству – Музыке! Прошедший концерт показал, что альтовая школа Казахстана успешно развивается. Думается, что Яков Иосифович Фудиман по праву мог бы гордиться оставленным им наследством.







вернуться в альбомы